Принципиально принято за градообразующую города брать основное производство, которое дает ему начало и в конечном счете уже как цель подчиняет себе в дальнейшем город и человека.
Градообразующую города Диалектик составит диалектическая система воспитания и образования детей, поскольку целью его является воспитание здоровой, разумной, добродетельной Личности. В таком случае станет возможным действительно построить город для человека, подчинив все необходимое материальное производство созданию здорового образа жизни и духовному совершенствованию человека.
Весь цикл объективной земной человеческой жизни разделяется на 12 ступеней совершенствования (таблица 1). .
Первые 9 ступеней составляют систему воспитания и образования Личности. Кроме того, предусматривается нулевая ступень - до зачатия ребенка, которая, возможно, имеет определяющее влияние на весь цикл системы совершенствования человека.
Поскольку определяющим принципом системы воспитания и образования является диалектическое единство принципа целенаправленного воспитания и принципа воспитания жизнью (свободного, естественного воспитания), постольку нулевая ступень должна обеспечить реализацию принципа планирования рождаемости физически в психически здоровых детей. Полное осуществление данного принципа на нулевой ступени коренным образом отличает диалектическую систему воспитания от существующих систем, которые в большей мере направлены на исправление физического и психического несовершенства родившихся и взрослых.
В связи с этим нулевая ступень должна обеспечить проведение сле-дующих основных мероприятий: обследование пар, желающих завести ребенка, определение лучшего времени для зачатия физически и психически здорового ребенка, создание совершенных условий для подготовки пар перед зачатием.
Эти мероприятия будут выполняться Центром прогнозирования, который сможет обслуживать не только жителей г. Диалектик, но также всех желающих.
С целью создания благоприятных условий для зачатия ребенка и соот-ветствующей подготовки пар к этому по медицинским, психологическим, этическим и эстетическим показаниям будут по необходимости изменены их род занятий, режим дня, отдыха и т. п., предоставлен одно-двухнедельный отпуск, который пары смогут провести в соответственно обустроенном Храме Любви.
На первой ступени, с начала зачатия, проводится ранняя диагностика состояния эмбриона, прерывание беременности при отрицательных результатах диагностировании, создание совершенных условий для беременных женщин.
С началом беременности женщинам будут созданы соответствующие условия быта, режима дня, труда, отдыха, с полной компенсацией всех затрат и финансовых потерь за счет общины. Школы беременных и будущих матерей будут проводить с ними весь комплекс мероприятий, связанных с обеспечением наилучшего физического и психического развития зачатого ребенка. В этот комплекс, в частности, будут входить теоретические и практические занятия, оздоровительные, физические и психические упражнения, обследования, помещение беременных женщин в стационар и т. п.
В связи с этим школы беременных женщин и будущих матерей должны иметь необходимый комплекс зданий, сооружений и оборудования, рассчитанный на обслуживание не только женщин города, но и всех желающих.
Вторая ступень начинается с рождения ребенка. Соответствующим образом оборудованный родильный дом должен предохранить ребенка от страха и стресса, связанных с резким переходом в новую среду обитания. Это и рождение в воде, и возможно-необходимое присутствие отца, и незаменимое тепло живота, рук, груди матери, и все необходимое, чтобы сделать ребенку приятным вхождение в мир с первых секунд жизни.
Весь первый год жизни ребенок по возможности находится практически неразлучно с матерью, которая, по возможности с участием отца, дома, в семье и специальных помещениях под руководством Центра "Оздоровление" и по его программе выполняет весь комплекс мероприятий по уходу, содержанию, оздоровлению и воспитанию ребенка. Это и раннее плавание детей, и различные оздоровительные упражнения как физического, так и психического плана, это теоретические и практические занятия по уходу за детьми, это индивидуальное воспитание и воспитание детей в группах, это постоянное наблюдение за физическим и психическим здоровьем детей и родителей и многое другое, обеспечивающее правильное воспитание ребенка и здоровый образ жизни семьи. При формировании воспитательных групп детей они должны быть числом не более пяти детей в группе, а разница в возрастене более двух недель. Все эти мероприятия будут осуществляться за счет общины, с компенсацией семьям затрат и потерь, связанных с содержанием и воспитанием ребенка.
Для реализации своих программ Центр "Оздоровления" должен иметь соответствующий комплекс зданий, сооружений и оборудования. Необхо-димо предусмотреть возможность оказания услуг Центром "Оздоровления" также приезжающим.
Осуществление надлежащего ухода за ребенком и обеспечение его пра-вильного питания потребуют создания и развития сопутствующих произ-водств, в том числе индустрии детского питания как составной части ин-дустрии производства этих товаров на внешний рынок.
Начиная с 1 года, дети переводятся на дневное содержание в семейные ясли третьей ступени и воспитываются в группах числом не более 10 и разницей в возрасте не более 1 месяца. Причем до 1,5-летнего возраста детей их матери работают нянечками и на других вспомогательных работах, связанных с жизнеобеспечением деятельности семейных детских садов-яслей третьей и четвертой ступени под руководством воспитателей (возможно, супругов). Определенное количество часов в день матери и отцы имеют возможность общаться с детьми и по желанию оставлять их в семейных яслях. Начиная с 1,5-летнего возраста ребенка, матери переходят на свое основное место работы, если работа в воспитательном учреждении не яв-ляется таковой.
Как вторая, так и последующие ступени диалектической системы воспитания предусматривают прием детей на воспитание из других населенных пунктов, районов, областей, республик, начиная с рождения и до 12 лет включительно. С этой целью в этих населенных пунктах и т. п. должны будут создаваться воспитательные учреждения или комплексы, по возможности подобные воспитательным учреждениям г. Диалектик, с тем, чтобы не нарушалось органическое единство диалектической системы воспитания и образования. Вторая ступень предусматривает прием до 5 детей в год, третья - до 10 детей и т. д. согласно таблице 2; причем на вторую и третью ступень, вероятно, будут поступать дети-сироты или дети, оставленные родителями. Кроме таких детей на четвертую и последующие ступени предусматривается принимать детей, родители которых пожелают дать своим детям диалектическое воспитание. Из ближайших поселков и деревень дети смогут поступать в более раннем возрасте, а, скажем, с 12 лет смогут приниматься дети из других республик и стран и т. п., с условием, что там будут созданы воспитательные комплексы, подобные комплексу учреждений предыдущих ступеней диалектической системы воспитания и образования.
Начиная со 2-го года жизни, дети в основном круглосуточно находятся в семейных домах-яслях. В программах воспитания и в режиме дня предусмотрены часы для общения с родителями и детьми старшего возраста, на выходные дни детей забирают родители, попечители или усыновители, поскольку каждый ребенок, не имеющий родителей при поступлении в г. Диалектик, усыновляется супругами или одинокими жителями города и, как все дети, находится на полном содержании общины.
Начиная с 3-летнего возраста, дети воспитываются в детских садах семейного типа, в разнополых группах до 10 человек и с разницей в возрасте не более 2-х месяцев, поскольку особенность онтогенеза ребенка предполагает индивидуальный подход. Причем в программах и режиме дня предусмотрено общение детей с родителями и детьми старшего возраста.
Следует отметить, что предусмотренное в программах общение детей младших возрастов со старшими после проведения занятий, рассчитанных на определенный возраст, полностью реализует идею воспитания детей в разновозрастных группах, такой подход применяется на всех ступенях до 16-летнего возраста включительно и переходит в наставничество на высших ступенях.
Начиная с 16-летнего возраста, каждый воспитуемый имеет мастера-наставника, руководящего его отраслевой и профессиональной подготовкой, и духовника, отвечающего за духовное его совершенствование, и прежде всего за твердость нравственных убеждений ученика.
Детские сады семейного типа, объединенные в единые комплексы, должны иметь весь необходимый набор зданий, сооружений и оборудования, обеспечивающих выполнение программы воспитания и оздоровления. Это общие кухни-столовые, центры оздоровления и наблюдения, общие залы для групповых занятий и труда, бассейны, детские площадки для игр, места для прогулок и т. п.
Начиная с 6-летнего возраста, дети переводятся на 5-ю ступень в на-чальные школы-пансионы, отдельно для мальчиков и девочек. Группы фор-мируются в количестве 15 детей, разница в возрасте не более 3-х месяцев. По мере комплектования группы приступают к занятиям. Обучение детей, а также практические занятия могут вестись как совместно несколькими группами, по группам, так и по подгруппам - 5, 3, 2, 1 человек. В деятельности начальных школ-пансионов принимают участие родители как в соответствии с программами воспитания, так и в работах, связанных с содержанием детей и благоустройством зданий, сооружений и территории школы-пансиона и т. п. В программах воспитанников начальных школ-интернатов должно быть предусмотрено их общение с воспитанницами начальных школ-интернатов, с детьми младших возрастов семейных садов-яслей, а также с детьми старших ступеней воспитания.
Комплекс зданий, сооружений, оборудования и т. п. школы-пансиона должен быть рассчитан на оптимальное с точки зрения экономической, воспитательной и организационной число детей - от 80 до 150. Спальные помещения должны быть рассчитаны на пятерых детей.
Воспитатели как на данной ступени, так и на последующих следят за ходом воспитания и образования и проводят необходимые корректировки с учетом индивидуальных особенностей детей и с учетом этих особенностей формируют группы и подгруппы. Воспитатели всех ступеней диалектической системы воспитания и образования должны иметь специальное педагогическое, психологическое и медицинское образование, а также и смежные с ними знания в объеме программ педагогического факультета университета.
Всю 5-ю ступень - с 6 до 9 лет - дети проходят в одном комплексе школы-пансиона под руководством своих воспитателей,
Начиная с 9 лет, дети переводятся на 6-ю ступень в лицеи-пансионы, отдельно для мальчиков и девочек, рассчитанные на прием до 200 детей. Классы формируются по 20 человек, разница в возрасте не более 4-х месяцев. Занятия начинаются три раза в год: 15 сентября, 15 января, 15 апреля. Программы воспитания и обучения предусматривают совместные занятия нескольких групп, занятия по группам, по подгруппам с учетом общих установок и индивидуальных особенностей детей.
Спальные помещения рассчитаны на четверых детей. Лицеисты круглосуточно в рабочие дни находятся под опекой воспитателей, на выходные выезжают и уходят домой к родителям, усыновителям, попечителям.
Лицеи-пансионы имеют необходимый комплекс зданий, сооружений и оборудования, обеспечивающих программы жизнедеятельности, воспитания, образования и оздоровления лицеистов. Кроме учебных классов, помещений для практических занятий и производительного труда, а также спаль-ных помещений, кухоньстоловых и других помещений жизнеобеспечения лицеяпансиона предусмотрено создание бассейнов, спортивных сооружений и тому подобного для проведения оздоровительных мероприятий.
С 12-летнего возраста подростки переводятся на 7-ю ступень в гимназии-пансионы. Мужские и женские гимназии с комплексом необходимых зданий и сооружений рассчитаны на 250 гимназистов. Классы образуются числом до 25 подростков с разницей в возрасте не более 6 месяцев. Начало занятий 15 сентября и 15 марта- Программы воспитания и обучения предполагают совместные занятия нескольких классов - по классам, по группам 10, 5, 3, 2, 1 человек. Наряду с программами воспитания и обучения, осуществляются программы практических занятий, производительного труда, экскурсий и т. п.
В комплексе зданий, сооружений и оборудования гимназий-пансионов имеется все необходимое для жизнеобеспечения, а также бассейны, спортивные сооружения и оборудование. Спальные помещения предполагают размещать от трех до пяти человек. Подростки в гимназиях-пансионах на-ходятся круглосуточно, уезжают домой на каникулы. Предусмотрено обще-ние гимназистов с гимназистами и гимназистками, с детьми нижних ступеней совершенствования, родителями и т. п. Предполагается непосредственное участие родителей в практических занятиях гимназистов, труде, отдыхе, благоустройстве быта и территорий.
Все четыре года воспитания и обучения гимназисты, как и дети младших ступеней, находятся в одном и том же комплексе - гимназии-пансионе.
После окончании гимназии выпускники должны иметь знания в объеме средней школы, при более высоком культурно-духовном развитии, устойчивые нравственные убеждения и устремление к духовному совершенствованию, знания высокого предназначения человека, уметь критически мыс-лить и иметь навыки и умения практической деятельности во многих отраслях производства и обслуживания, определиться в отраслевой ориентации.
С 16 лет юноши и девушки поступают в соответствующие их отраслевой ориентации реальные училища. Все реальные училища имеют два года обучения, причем программы общетеоретической подготовки для всех реальных училищ одинаковы и соответствуют как бы двум первым курсам высшего учебного заведения обычной системы образования.
Кроме того, на первом году проводится отраслевая подготовка, а на втором - выбор профессии и профессиональная подготовка. У каждого воспитанника имеется мастер-наставник, который руководит его отрасле-вой и профессинальной подготовкой. Общетеоретической подготовкой на пути духовного совершенствования каждого воспитанника руководит духовник.
Общетеоретическую и профессиональную подготовку воспитанники и воспитанницы в большей мере получают путем самообразования по планам и программам, согласованным с наставниками и духовниками. Отраслевая подготовка на первом году обучения ведется в группах до 20 человек, про-фессиональная подготовка на втором году обучения ведется в группах до 10 человек. Обучение и производительный труд на соответствующих отрас-левой и профессиональной ориентации производствах, в сфере услуг и т. п. воспитуемые сочетают на протяжении двух лет обучения. По окончании реального училища выпускники получают высший разряд профессиональ-ной подготовки и звание мастера. Звание мастера-наставника присваивается после окончания соответствующего факультета университета.
Все два года реалисты проводят в одном реальном училище, покидая его в основном на каникулах (на первом году одномесячные каникулы два раза в год, на втором - двухмесячный выпускной отпуск). Комнаты в общежитиях реалистов рассчитаны на проживание 2-3- 4 человек. Разумеется, реальные училища имеют все необходимое для обеспечения учебных и производственных процессов, жизнедеятельности, быта, проведения культурно-оздоровительных мероприятий. Комплекс зданий, сооружений и оборудования реальных училищ рассчитан на 250 воспитанников.
Реалисты, как и дети нижних ступеней системы, имеют свою особую форму одежды с соответствующим курсовым и отраслевым различиями, которые в конечном счете являются признанием заслуг воспитанников на пути 12-ступенчатого духовного совершенствования. Особое место на пути духовного совершенствования имеет половое воспитание, которое, наряду с передачей знаний в области половых отношений, поставлено таким образом, что исключает половые связи воспитанников и воспитанниц до восемнадцатилетнего возраста и предполагает оптимальным началом детородного возраста по показаниям здоровья 21 год. Ежегодно реальные училища выпускают до 500 воспитанников, около 100 воспитанников переходят на работу в соответствующие своей профессиональной подготовке производства, учреждения, сферу услуг и т. п. как самого г. Диалектик, так и за его пределами. Некоторые из них смогут выезжать для продолжения образования по обмену и т. п. с третьего курса высших учебных заведений других городов.
До четырехсот оставшихся выпускников реальных училищ продолжат обучение в Университете г. Диалектик. Все остающиеся в г. Диалектик выпускники реальных училищ проживают в общежитиях, в комнатах на два человека. Причем это общежитие может быть чисто студенческим, как часть университетско-академического комплекса, так и смешанным для студентов и мастеров производства, услуг и т. п. Общежития могут быть коттеджного типа, коридорного типа, квартирного типа. Общежития коттеджного типа рассчитаны на проживание до 10 человек, коридорного и квартирного типа-на большее количество проживающих. Студенты, мастера, выпускники университета, остающиеся в г. Диалектик, проживают в подобных общежитиях до создания семьи либо до тридцатилетнего возраста. Обучение студентов Университета осуществляется под руководством Учителя, имеющего высшее специальное и духовное знания. У каждого учителя до 10 учеников. Обучение индивидуальное, ведется в основном путем самообразования в направлении общих планов и программ. В планах предполагаются лекционные занятия по факультетам, по курсам, по группам, а также практические занятия и производительный труд в творческих производственных коллективах, лабораториях и т. п.
В течение всех трех лет обучения студенты получают заработную плату не ниже мастеров производства по избранной специальности, обеспечивающую им достойный уровень жизни. Расходы на обучение студентов- членов общины полностью несет г. Диалектик. Иногородние студенты оплачивают стоимость обучения в соответствии с договором.
Университет имеет семь факультетов: философский, педагогический, медицинский, социальный, технический, сельскохозяйственный, факультет искусств, у которых есть как своя дифференциация по кафедрам, так и по конкретным специальностям на стыке различных наук.
Университет, возглавляемый Академией, имеет необходимые здания, сооружения и оборудование, его производственной площадкой для осуществления прикладных работ является весь город Диалектик как институт человека.
По окончании Университета выпускники получают высшие специальные и духовные знания и способности быть педагогами, организаторами и ру-ководителями производств и коллективов, звание наставника и право быть духовником после необходимых стажировки и тестирования.
Выпускники Университета, обнаружившие особые таланты, становятся кандидатами Академии и после прохождения двухлетней стажировки получают звание Учителя третьей степени.
Ежегодно до 230 выпускников Университета выезжают на другое постоянное место жительства. Выпускники - члены общины - выезжают из г. Диалектик по направлениям общины и продолжают поддерживать с ней материальную и духовную связь, являющуюся основой их обоюдного благополучия и успешного развития.
Таким образом, ежегодно г. Диалектик пополняется 170 выпускниками Университета, которые на протяжении их жизненного цикла составят основную часть жителей г. Диалектик.
Семейные жители г. Диалектик проживают в одно", двух-, трехкомнатных квартирах и коттеджах. Проживающие в общежитиях одинокие граждане детородного возраста при создании семьи получают однокомнатную квартиру со всеми удобствами. При рождении у них второго ребенка им предоставляется двухкомнатная квартира, при рождении третьего и большего числа детей - трехкомнатная квартира или коттедж.
Одинокие жители г. Диалектик до 30 лет проживают в общежитиях в комнатах на два человека, после 30 лет-в общежитиях, в комнатах на одного человека, после 45 лет - в отдельной однокомнатной квартире. Житель, взявший под опеку или усыновивший одного-двух воспитанников, переходит в однокомнатную квартиру. Усыновление или взятие под опеку одинокими жителями большего числа детей не допускается по причинам воспитательного характера.
В связи с рассмотренным принципом изменения жилищных условий и с учетом логики становления семей, деторождения, взросления и т. п., влияющих на число членов семьи, по усредненным нормам для жителей г. Ди-алектик необходимо в начальный период следующее количество одно-, двух-, трехкомнатных квартир: для одиноких работающих и студентов Университета общежитие на 2000 мест, для постоянно проживающих жителей г. Диалектик и их детей необходимо около 4000 однокомнатных квартир, 2000 двухкомнатных квартир, 1000 трехкомнатных квартир, с учетом усыновления и попечительства над приезжающими детьми.
Разумеется, в связи с диалектикой жизни, в частности, по причине об-разования семей жителей г. Диалектик с жителями других мест, будет про-исходить миграция населения и при необходимости расширение сферы вли-яния Центра воспитания и образования "Диалектик" путем создания своих филиалов в других населенных пунктах района, области, страны, за рубежом.
Город Диалектик также должен обеспечивать своих жителей повышен-ными культурно-бытовыми условиями, находящимися, скажем, на уровне обеспечения современного 300-500-тысячного города, путем создания системы культурно-бытовых комплексов и соответствующего уровня обслу-живания и услуг.
Местная промышленность, сельскохозяйственное производство и куль-турно-бытовое обслуживание должны по возможности самостоятельно обеспечивать первейшие потребности населения г. Диалектик, что определит минимальные мощности, объемы и дифференциацию системы обеспечения жизнедеятельности города.
Кроме того, наряду с созданием научного комплекса Института чело-века, необходимо создать высокотехнологичные и наукоемкие производства, обеспечивающие выход производимых товаров и услуг на мировой рынок с целью обеспечения хозяйственной самостоятельности Центра воспитания и образования "Диалектик" на основе самоуправления и самофинансирования как самостоятельного акционерного общества и вольного города. Также необходимо предусмотреть широкую дифференциацию производства, сферы услуг с целью обеспечения возможности каждому жителю города найти по душе место приложения своих творческих сил.
Разумеется, все производства и системы жизнеобеспечения города, ар-хитектура города и сам город-центр "Диалектик" должны находиться в диалектическом единстве с природным ландшафтом и Космосом.
Создание города-Центра воспитания и образования "Диалектик" имеет несколько этапов, предусмотренных действующими нормами. Однако есть и существенные различия, поскольку инициатива создания данного города проявлена не государством, а общественностью и впервые город создается не для производства, плана и т. п., а для человека. Эта особенность, с одной стороны, предоставляет действительную возможность строительства такого города, но, с другой стороны, создает дополнительные трудности в поисках источников финансирования.
Данное противоречие может быть устранено только на основе диалек-тического подхода. Одной из форм реализации такого подхода является привлечение денежных средств через благотворительный фонд "Диалектик" на его программы по созданию производств и начальной диалектиче-ской системы воспитания и образования на действующих площадях медицинских и педагогических учреждений. В то же время будут осуществляться работы по созданию самого г. Диалектик.
Так создаются центры оздоровления, центры раннего воспитания, позволяющие начать подготовку детей и воспитателей в диалектической системе воспитания, которые затем смогут продолжить свое образование и работу в самом Центре-городе "Диалектик".
Кроме того, будут создаваться различные производства благотворитель-ного фонда "Диалектик" как для получения необходимых первичных средств на подготовку и организацию мероприятий по созданию указанного Центра, так и для привлечения граждан к делу его создания.
После проведения проектно-изыскательских работ и отвода земельного участка под строительство г. Диалектик будет учреждено благотворительным фондом "Диалектик" Акционерное общество - Международный Центр воспитания и образования города Диалектик, которое возьмет на себя как на собственника финансирование и строительство города-Центра "Ди-алектик", в соответствии с его проектом.
Город-Центр "Диалектик" в полном объеме свое строительство завершит в течение 20 лет с тем, чтобы строительство соответствовало движению воспитуемых и жителей 12-ступенчатой системе совершенствования и не обходимому и естественному приросту населения города до его оптимальной численности, а также приему приезжающих на обучение детей.
В связи с этим должен быть определен необходимый минимум комплексов зданий, сооружений по каждой ступени системы совершенствования индивида, а также соответствующие комплексы их жизнеобеспечения, чтобы диалектическая система воспитания и образования развилась в дальнейшем в полном объеме.
Кроме того, должна быть продумана технология развития города от этого минимума к созданию всей структуры зданий, сооружений, производств и т. п., позволяющая успешно реализовать его цель и задачи как города здорового образа жизни, полнокровная жизнедеятельность которого должна быть обеспечена на основе самоуправления и самофинансирования.
Последнее является ответом на то, почему такой экспериментальный город может быть создан только на новом месте, а не на основе переделки образа жизни и деятельности жителей какого-либо существующего города подобного масштаба. Совершенно очевидно, что заставить все население такого города принять предлагаемый образ жизни невозможно. Поскольку в новый город должны прийти граждане на постоянное место жительства только добровольно, то при этом необходимо было бы отселить коренных жителей. Все это не только по нравственным, правовым, но и экономическим соображениям неприемлемо. Кроме того, новый город должен быть собственником своей земли, иметь статус вольного города, без чего нереально его создание, и этого нельзя достичь на базе существующего города.
В то же время совершенно очевидно, что такой Центр экспериментальной отработки диалектической системы воспитания и образования не сможет обеспечить по вышеназванным причинам необходимого качества, если ста-нет действовать просто как Центр в условиях современного города, так как будет нарушен принцип "воспитания жизнью". Поэтому нужен Город-Центр "Диалектик".